История фотографии и фотопечати

Перед вами краткая история развития фотографии и фотопечати. Каждую неделю мы будем открывать для вас новые дата, пока не доберемся до наших дней. Желаем увлекательного путешествия во времени!

  • IV век до н.э. – XIII век

    История современной фотографии берет свое начало в античные времена. Свойство камеры-обскуры – «прадедушки» современной фотокамеры - было известно еще древнегреческому мыслителю Аристотелю, жившему в IV веке до нашей эры. Он описал любопытное явление: свет, проходящий сквозь маленькое отверстие в оконной ставне, рисует на стене тот пейзаж, который виден за окном. Изображение получается перевернутым и очень тусклым, но воспроизводит натуру без искажений.

    Изобретение очков в XIII веке стало вторым важным шагом в развитии фотографии. На основе усовершенствованных линз в XVIII веке была создана новая камера-обскура - ящик с двояковыпуклой линзой в передней стенке и полупрозрачной бумагой или матовым стеклом в задней стенке. Такой прибор надежно служил для механической зарисовки предметов внешнего мира. Перевернутое изображение достаточно было с помощью зеркала поставить прямо и обвести карандашом на листе бумаги. В России подобная камера-обскура также существовала и носила название «махина для снимания першпектив». В то время она походила на походную палатку. С ее помощью были документально запечатлены виды Петербурга, Петергофа, Крондштата и других русских городов.

    XIII - XVIII века

    Фиксирование же картинки на поверхности впоследствии стало возможным благодаря изобретению способа превращения оптического изображения в химический процесс в светочувствительном слое. Открытие было сделано молодым русским химиком-любителем, впоследствии известным государственным деятелем и дипломатом, А. П. Бестужевым-Рюминым (1693 - 1766) и немецким анатомом и хирургом И. Г. Шульце (1687 - 1744). Занимаясь в 1725 году составлением жидких лечебных смесей, Бестужев-Рюмин обнаружил, что под воздействием солнечного света растворы солей железа изменяют цвет. Через два года Шульце также представил доказательства чувствительности к свету солей брома. Это можно считать зарождением основ фотографического процесса.

  • 1839 год

    1839-ый считается официальным годом рождения фотографии. На основе результатов опытов других ученых и своих исследований, французскому изобретателю и предпринимателю Луи Дагеру удалось получить устойчивое фотоизображение. Он назвал полученный отпечаток в честь себя самого – дагеротип. Принципиальное отличие дагеротипа от современной фотографии, как мы привыкли ее воспринимать, – это получение позитива, а не негатива, что в свою очередь делало невозможным получение копий.

    Примерно в то же время, в 1835 году Уильям Генри Фокс Толбот (Тальбот) с помощью камеры обскура делал снимки на своей светочувствительной бумаге, пропитанной хлористым серебром. После часовой выдержки ему удалось сделать снимок решетчатого окна своего дома. Так он получил первый в мире негатив. Для того, чтобы получить позитивный отпечаток, Толбот прикладывал к полученному негативу другой такой же лист бумаги и засвечивал их. Первые снимки были темными и нечеткими.

    Калотипия

    В январе 1839 года он узнал о том, что в Академии наук в Париже прозвучало сообщение об изобретении Дагера . Это побудило Толбота опубликовать сообщение об открытом им процессе. Он попросил Фарадея показать на заседании Лондонского Королевского общества свои работы, а 31 января 1839 сделал доклад "Некоторые выводы об искусстве фотогеничного рисунка, или о процессе, с помощью которого предметы природы могут нарисовать сами себя без помощи карандаша художника". Он спешил, так как боялся, что изобретение Дагера окажется таким же, как его собственное, и не хотел потерять свой приоритет. При этом Толбот не осознавал, что Дагер разработал совершенно другой процесс.

    Калотипия Толбота и дагерротипия Дагера имели принципиальные различия. В дагерротипе сразу получалось позитивное, зеркально отраженное изображение на серебряной пластине. Это упрощало процесс, но делало невозможным получение копий. В калотипии сначала изготовлялся негатив, с которого можно было сделать любое количество позитивных отпечатков. Поэтому калотипия намного ближе к современной фотографии, несмотря на то, что качество дагеротипов было намного выше, чем калотипов.

    В России первые фотографические изображения получил выдающийся русский химик и ботаник, академик Юлий Федорович Фрицше (Fritzsche) (1802 - 1871). Это были фотограммы листьев растений, выполненные по способу Толбота. В дальнейшем он усовершенствовал калотипию, улучшив изображение.

  • 1851 год

    Следующей ступенью в истории развития фотографии стоит считать исследования Скотта Арчера. Британский скульптор и фотограф растворял пироксилин, эфир и спирт, чтобы получить коллодий (эта формула уже несколько лет была известна в медицине), а затем перемешивал его с раствором йодида серебра и йодида железа. Этой смесью он покрывал чистую стеклянную пластину, которую затем погружал в раствор дистиллированной воды и нитрата серебра, и мокрую экспонировал в камере. Пластину нужно было проявлять, пока коллодий был еще влажным. Новый процесс был гораздо быстрее, чем при использовании яичного белка или какого-либо другого фотографического метода известного до этого времени. Он требовал всего двух-трехсекундной экспозиции при прямых солнечных лучах, а получавшаяся в результате тональность не шла ни в какое сравнение с результатами любых других существовавших процессов.

    Амбротипия

    Мокроколлодионный процесс сразу же стал использоваться для создания портретов. В Америке, где дагеротип был в моде гораздо дольше, чем где-либо в Европе, был выдан патент на производство амбротипных портретов. Амбротипы (от греческого слова «нерушимый, вечный») — это «негативные» портреты на стекле, намеренно недостаточно экспонированные, чтобы получилось слабое изображение. С обратной стороны этих негативов подкладывалась черная бумага или вельвет, а иногда эта обратная сторона просто закрашивалась черной краской. Поскольку изображение было перевернутым, то обычно клали стеклянный негатив лицом вниз на бумагу или вельвет, чтобы получить позитивное изображение. Сверху накрывали стеклом, и все это помещали в специально подготовленную «фирменную» коробочку, в которой этот негатив очень походил на дорогостоящий и более долгий в производстве дагеротип.

    Три фотографа делали великолепные снимки, пользуясь коллодионным процессом, — Фрэнсис Фрит из Англии снимал в пустынях Египта, а братья Биссон из Франции — в Альпах Швейцарии.

  • 1854 год

    Для успешной конкуренции с литографами и граверами фотографы-портретисты стремились делать фотографии большего размера и более импозантные. Однако в 1854 году Адольф-Эжен Диздери (1819—1890?) запатентовал в Париже «карт де визит» — камеру с четырьмя объективами, которая делала восемь небольших фотографий размером 3,25 на 1,125 дюйма на полной пластине размером 6,5 на 8,5 дюйма. Эти восемь фотографий, каждая из которых представляла собой визитную карточку размером 4 на 2,5 дюйма, продавались примерно за 4 доллара, более чем вдвое дешевле того, что обычно запрашивали портретные фотографы за один полноразмерный отпечаток. С этого момента фотография стала доступной для более широкого круга людей.

    Альбом для визитных карточек

    Нужно было найти способ как-то хранить несметные тысячи карточек, полученные от родственников или друзей, которые оставляли их после визитов или обменивались ими в дни рождений и праздников. И выход был найден, первым хранилищем для фотографий стал альбом для визитных карточек. Некоторые альбомы продавались по обычной цене, но были и искусно сделанные, переплетенные хорошо обработанной и дорогой кожей. Такой альбом стал обязательной принадлежностью, незаменимым предметом беседы в каждом салоне и художественной мастерской того времени.

  • 1861 год

    Цветная фотография появилась в середине XIX века. Первый устойчивый цветной фотоснимок был сделан в 1861 году Джеймсом Максвеллом по методу трехцветной фотографии (метод цветоделения). Для получения цветного снимка по этому методу использовались три фотокамеры с установленными на них цветными светофильтрами (красным, зелёным и синим). Получившиеся снимки позволяли воссоздать при проекции (а позднее, и в печати) цветное изображение.

    Вторым важнейшим шагом в развитии метода трехцветной фотографии стало открытие в 1873 г. немецким фотохимиком Германом Вильгельмом Фогелем сенсибилизаторов, то есть веществ, способных повышать чувствительность серебряных соединений к лучам различной длины волны. Фогелю удалось получить состав, чувствительный к зелёному участку спектра.

    Первая цветная фотография

    Практическое применение трехцветной фотографии стало возможным после того, как ученик Фогеля, немецкий ученый Адольф Мите разработал сенсибилизаторы, делающие фотопластину чувствительной к другим участкам спектра. Он также сконструировал фотокамеру для трехцветной съемки и трехлучевой проектор для показа полученных цветных снимков. Это оборудование в действии впервые было продемонстрировано Адольфом Мите в Берлине в 1902 г.

  • 1866 год

    Фотография в России также приобретала популярность. Изобретение эмульсионных фотографических пластинок и бумаг оживило изучение фотографии в России с научной стороны. В результате этого появился Пятый отдел (светописи и ее применений) Императорского русского технического общества (ИРТО) — первое в России фотографическое общество. Изучение и исследование фотографии как отрасли техники входили в круг занятий ИРТО.

  • 1881 год

    В 80-х гг. XIX столетия появляется жанр публицистического фоторепортажа. Его основоположником в России стал Максим Дмитриев, открывший в 1886 году свою мастерскую в Нижнем Новгороде. Наиболее известными являются его "Волжская коллекция» и альбом "Неурожайные 1891-92 годы в Нижегородской губернии". Он также создал альбом Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года, фотопортреты А. М. Горького и Ф. И. Шаляпина.

  • 1883 год

    В 1883 году А.А. Белопольский впервые в России получил фотографии звезд, положив тем самым начало астрономической фотографии в России. Ему принадлежит первенство в применении фотографии в систематических измерениях лучевых скоростей звезд, при этом он добился высокой точности измерений.

  • 1887 год

    В 1887 году в России появился "Фотографический вестник" - первый журнал, посвященный вопросам фотографии. В журнале «Светопись» (1858-1959) фотография рассматривалась как изобразительное творчество, наряду с живописью и графикой. Идея его создания принадлежала почетному члену Императорского Русского Технического общества Павлу Ольхину. В этом журнале Ольхин помещал не только теоретические выкладки, но и практические рецепты, химические составы и методы обработки фотоматериалов. Все данные, попадавшие на страницы журнала, тщательно проверялись, так как в то время появилось множество шарлатанов, спекулировавших на огромном интересе к фотографии.

  • 1888 год

    В 1888 году со слоганом "Вы нажимаете кнопку — мы делаем остальное" (You press the button, we do the rest) Джордж Истман представил фотолюбителям всего мира первый несложный фотоаппарат. Таким образом, он сделал утомительный и сложный процесс фотографирования простым и доступным. На протяжении последующих лет было разработано множество новых фототоваров и фототехнологий, которые все более упрощали процесс фотографии, делая его все практичнее и интереснее.

    Появление камеры с роликовой кассетой для рулонной негативной бумаги, ставшее еще одним важным шагом в истории фотографии, связано с именем Л.В. Варнерке (В. Малаховский) и относится к 1875 году. В дальнейшем В.И. Срезневский и В.П. Сабанеев усовершенствовали конструкцию. В 1881 году Л.В. Варнерке и В.И. Срезневский организовали в Петербурге фотографическую лабораторию "Варнерке и К°" по разработке и производству светочувствительных фотоматериалов. Так как сама фотокамера и светочувствительный материал стоили недешево, спрос был невелик, и фирма продолжала существовать благодаря обычным фотоработам, которые успешно выполняли многие конкуренты. Дела шли весьма посредственно.

    Иначе шли дела у Джорджа Истмана. Фотопластинки еще хорошо продавались, когда Истман начал выпускать кассеты к фотоаппаратам, заряженные рулонной светочувствительной бумагой. Это произошло в 1885 году, через десять лет после появления таких же кассет Варнерке. Правда, пока бумага была без схемного слоя и ее запаса в кассете хватало только на 24 снимка. Но уже в 1888 году появились рулоны на 48 снимков на бумаге со съемным слоем. Технология изготовления и отделения съемного слоя была проще, чем у Варнерке, но по сути дела повторяла его результаты тринадцатилетней давности. Джоржу Истману удалось построить огромную успешную компанию.

    Главная идея Варнерке, блистательно развитая Джорджем Истманом, это фотоаппарат с рулоном чувствительной бумаги на десятки снимков, которые обрабатываются не самим фотолюбителем, а в лабораториях фирмы. По-настоящему большой успех пришел к Истману, когда в 1888 году он выпустил простенькую ящичную камеру - затвор лишь с одной выдержкой, объектив с постоянной диафрагмой давал резкое изображение от 2,5 м до бесконечности. Аппарат заряжался рулоном светочувствительной бумаги на 100 снимков. Снимки получались круглые, диаметром около 6 см. Но главное, владельцу камеры ничего не надо было уметь. Фотоаппарат, не вынимая отснятую катушку, отправляли фирме-изготовителю, где проявляли негативы и печатали все, что получилось. Отпечатки и вновь заряженный аппарат возвращали владельцу. Все это стоило 10 долларов, а сам аппарат в кожаном футляре - 25 долларов. По тогдашним временам это было не слишком дешево - примерно месячная зарплата служащего, но все-таки существенно дешевле, чем другие фотоаппараты. Что же до стоимости материалов, обработки и печати, то они уменьшались очень заметно. Вот в этом-то и состояло основное отличие от системы Варнерке - в цене, а, следовательно, и в круге возможных покупателей.

  • 1895 год

    Примерно с середины 90-х годов XIX века в России стали чаще производить репортажную (документальную) фотосъемку, которая была сопряжена с трудностями, главная из которых - необходимость быстрого визирования и быстрой съемки. Начинающий фотолюбитель при съемке простой камерой испытывал затруднения в выборе сюжета, точки расположения аппарата или упускал нужный момент фотографирования. Происходило это потому, что съемка простой камерой требовала многочисленных обязательных операций: установки аппарата на штатив, наводки на резкость по матовому стеклу, замены матового стекла кассетой с пластинкой, съемки, замены кассеты матовым стеклом, складывания треноги и аппарата. Более быстрая подготовка к съемке и более быстрое ее осуществление стали возможны с появлением двойных (двухобъективных) фотоаппаратов. Преимущества таких камер в смысле удобства и быстроты съемки перед обычными камерами очевидны. Двойные камеры в конце XIX века в России производили Н.Н. Апостоли (в том числе камеру для подводных съемок), В.С. Васильев, И.И. Карпов, А. Ивашенцев. Хорошая оснащенность фотографов, а также накопившийся к этому времени немалый опыт в фотографии, позволили, например, такому маститому фотографу, как Карл Булла на рубеже веков дать следующее рекламное объявление: "Старейший фотограф-иллюстратор Карл Булла занимается фотографированием для иллюстрированных журналов на злобу дня. Снимает все, в чем только встретится потребность, везде и всюду, не стесняясь ни местностью, ни помещением - как днем, так и во всякое вечернее время, при искусственном освещении".

  • 1889 год

    Размах развития фотографии в России конца XIX века показывает Всероссийская фотографическая выставка, проходившая в Москве в 1889 году и посвящення пятидесятилетнему юбилею светописи. На выставке были представлены работы многих видных российских фотографов. В 1896 году в Москве состоялся Первый съезд русских деятелей по фотографическому делу, в 1908 году в Киеве - второй. С 1906 года в Киевском политехническом институте известный русский фотограф-художник Н. А. Петров начал читать курс фотографии.

    Поскольку массового выпуска доступных по цене аппаратов для широкого круга людей не было, а большая часть фотокамер импортировалась из-за рубежа (среднегодовой ввоз фотокамер на рубеже веков составлял около 25 тыс. штук), занятие фотографией стоило достаточно дорого и было недоступно широким массам. Кроме того, нельзя забывать, что для фотографирования необходимо было иметь хотя бы минимальный уровень образования.

    Тем не менее, к началу XX века фотографы были неплохо вооружены технически: уже имелись объективы, способные рисовать изображения с большой резкостью во всех планах; фотометры позволяли выбрать правильную экспозицию; пластинки и пленки выпускались с фотослоем, очувствленным к различным световым лучам, что давало улучшенную цветопередачу; в практику мгновенной фотографии вошел магний - в сочетании с дневным светом он давал возможность достигать различных эффектов освещения при съемке в помещении; появились электролампы "Юпитер"; разнообразнее стали сорта фотобумаги; в позитивный процесс вносилось все больше творческих элементов; появилась цианотипия, платинотипия, аргенотипия; пигментный, гуммиарабиковый, масляный и бромомасляный (бромойль) способы печати.

  • 1890 год

    Первый (1888 года) фотоаппарат Джорджа Истмана хоть и был невелик, всего 16х9х9 см, но в кармане все-таки еще не умещался. Камера, выпушенная на рынок в 1890 году, была уже складной (в сложенном виде всего 4 см толщиной), хотя по конструкции оставалась ящичной. Впрочем, и складные камеры (как правило, с мехами) были к тому времени давно известны, например, камера, которую Варнерке выпустил за 15 лет до Истмана.

    Прославившись разнообразными складными камерами, Истман не забывал и свое первое детище - простенький ящик. В 1895 году он выпустил сконструированную Фрэнком Браунуэллом ящичную камеру (6х7,5x10 см) по цене всего лишь 5 долларов. Камеру заряжали роликом пленки на 12 снимков (3,7х5 см). Здесь Истман впервые применил пленку со светозашитным ракордом - то, что сегодня называют рольфильмом. Такой способ (применяемый до сих пор) впервые позволил заряжать аппарат на свету. На защитный ракорд, как и сегодня, наносилась нумерация кадров, а на задней стенке камеры было окошечко с красным стеклом. И снова упомянем нашего соотечественника Малаховского-Варнерке, который придумал и применил нумерацию кадров на своей светочувствительной бумаге и окошечко за двадцать лет до этого.

  • 1900 год

    Ящичные камеры стали очень популярны. В 1900 году Джордж Истман стал их выпускать под названием "Брауни" - по имени первого конструктора. Свыше шестидесяти лет камеры "Брауни" сменяли друг друга. Менялась их форма, вместо деревянного ящичка появился пластмассовый, цветная пленка потеснила черно-белую. Но неизменной оставалась простота конструкции и дешевизна. Куда уж дешевле, если первый "Брауни" стоил всего доллар, а катушка пленки к нему - 15 центов.

  • Братья Люмьер

    На рубеже XIX-XX веков одним из множества важнейших усовершенствований, появившихся в фотографии, был цвет. Процесс «автохром», доработанный братьями Люмьер во Франции в 1907 году, привлек внимание фотографов и позволил создавать цветные фотографии. Не менее важным событием стало появление панорамной камеры, разработанной Фредериком Бремом, это предоставило больше возможностей для творчества фотографов, создав новый формат изображения.

    Именно в эти годы фотосъемка стала дешевым и простым хобби, доступным для тысяч людей, не получивших никакого специального образования в области искусства. Таким образом, фотографов стало больше и они стали делать больше снимков, в том числе таких, которые еще пару десятилетий назад посчитали бы недостойными для усилий и затрат. Это был новый и исключительно важный шаг в демократизации фотографии и возрастании ее роли в коммуникации.

    Первая мировая война

    В то же время фотожурнализм стал полноправной профессией. Изображения теперь требоватлись не только для репортажей. Практически во всех журналах появился раздел под общим названием «Мир в картинках», где публиковались фотографии знаменитостей, политических деятелей, представителей высшего общества и т.д. Таким образом, началось развитие фотоагентств, которые и предоставляли весь этот визуальный материал.

    Начавшаяся Первая мировая война показала и другое стратегически важное значение фотографии, которая могла беспристрастно и точно фиксировать военные события, а также служить пропагандистским целям.

  • 1920-1940 годы

    Ярким представителем фотографического сообщества этого времени был Александр Родченко, живописец, фотограф и дизайнер-график. Первоначально он использовал фотографию для создания фотомонтажей, причем использовал чужую фотографию, вырезки из журналов. Но затем стал фотографировать сам. Одновременно с ним работал и еще один выдающийся художник-конструктивист и фотограф – Эль Лисицкий.

    В эти годы появился новый стиль в фотографии – фотограммы, изображение, полученное без применения фотоаппарата. Предмет помещают на фотобумагу или плёнку, и освещают лампой так, чтобы на фотоматериал попала его тень. Предметы запечатлеваются на фотограмме в виде светлых силуэтов. У истоков фотограмм и стояли Эль Лисицкий в России, Ман Рэй в Америке и Ласло Махой-Надь в Германии.

  • 1940-1950-е годы

    В разгар Второй мировой войны тысячи фоторепортеров по всему миру уходили на фронт, чтобы запечатлеть ее хронику. Советские фотографы Евгений Халдей, Михаил Калашников, американцы Роберт Капа и Эдвард Стейхен, француз Анри Картье-Брессон и многие другие, чьи работы стали символами того времени на много поколений вперед, не потеряв огромной силы эмоционального воздействия на зрителя.

    В 1942 году, в округе Нагано, местечке Сува создана компания Daiwa Kogyo Ltd, на основе которой возникла компания Seiko Epson Corporation.

  • 1960

    В 60-70-е годы в СССР работали фотографы, которые сегодня составляют «золотой фонд» русской фотографии. В фотографию приходили люди, не имеющие специального образования, но стремящиеся ею заниматься, многие из них пришли в фотожурналистику из любительских кружков и технических вузов.

    «Старую школу» официальная идеология не приветствовала. Молодые фотографы стремились к чистому репортажу, отказывались от постановки, инсценировки, пафоса, декларативности, фальшивого оптимизма. Появился жанр фотоочерка. Его создатели работали и понимали фотографию по-разному. Фоторепортеру 60-х стал нужен интеллект и знание предмета съемки. Необходимо было мысленно увидеть кадр, органичное сочетание социального содержания и совершенной формы. Кроме того, фоторепортер должен был быть мастером в любом из жанров — портрет, пейзаж, натюрморт.

    Эти годы подарили нам выдающихся мастеров - Льва Бородулина, Василия Егорова, Леонида Жданова, Римантаса Дихавичюса, Владимира Лагранжа, Льва Драчинского и многих других.

  • Музей современного искусства

    В 60-е годы битва за признание фотографии как вида искусства была выиграна. Всюду открывались факультеты фотографии, специальные образовательные программы. Чуть ранее был создан отдел фотографии в Музее современного искусства в Нью-Йорке, открыл свои двери Дом Истмена.

    Росло число фотовыставок и изданий фотоальбомов отдельных фотографов, с их помощью фотографы не только могли демонстрировать свои работы, но и строить определенную коммуникацию и выражать свой личный взгляд. Именно в это время фотографы начинают уходить от поиска «одного единственного кадра», создавая серии фоторабот на заданные самим собой темы.

    EP-101

    Компания Seiko — официальный партнер Олимпийских игр в Токио, задачей компании стало точное измерение времени. А также результаты соревнований распечатывались здесь же, на компактном принтере EP-101, который был специально разработан к этому событию. Его существенным преимуществом стали компактные размеры. До этого момента принтеры весели до 35 кг!

  • 1968

    После войны, когда фотография окончательно и широко была признана художественным средством, многие мастера стали раздвигать рамки восприятия за пределы простых «видимых» сюжетов. Одним из наиболее влиятельных фотографов, практиковавший такие изменения в сфере и слова, и образа был Майнор Уайт.

    Ученики Уайта Карл Кьяренца и Пол Капонигро своим творчеством в 70-е годы закладывают концептуальные основы экспериментальной фотографии. Компания запустила в массовое производство первый минипринтер EP-101. По названию данного принтера были названы и последующие модели, «сыновья» E. Так появилось и название компании - Epson.

  • 1969

    После того, как фотография открыла для себя дорогу в академическую сферу высокого искусства, фотографы начали использовать ее в области, которую традиционно не затрагивали музеи и университеты: в популярной культуре. Новый способ подачи информации был продемонстрирован Джоном Хартфильдом, Ласло Мохой-Надем и Александром Родченко. Они использовали случайно найденное изображение, текст и графический дизайн для воплощения политических и личных идей в своих работах.

    Фотографы чувствовали себя очень свободно, комбинируя, вырезая, наслаивая несколько слоев, делая отпечатки на ткани и т.д., чтобы создать изображение, отражающее некую идею, важную для них.

  • 1970

    В 70-е годы фотографы получили возможность снимать широкоугольным объективом, что позволило значительно увеличить глубину резкости. Широкоугольный объектив, как и следует из названия, охватывает ракурс намного шире, чем глаз человека, соответственно, несколько искажая перспективу. Он также позволяет одновременно держать в фокусе как близкие, так и очень удаленные объекты. Благодаря этому фотограф может эффектно подчеркнуть все, что происходит непосредственно перед камерой, как в плане композиции, так и с точки зрения настроения снимка.

  • 1975

    В начале 1970-х фотографы увлекаются съемкой индустриального и городского пейзажа, сознательно исключая человека из кадра в сочетании с сознанием его активного невидимого присутствия в этом густонаселенном мире. В 1975 году в Доме Истмана состоялась фотовыставка «Новая топографика», представлявшая эту эстетику.

    В те же годы развитие технологий цветной печати в журналах и газетах сделало фотосъемку в цвете широко распространенной практикой. С тех пор в большинстве иллюстрированных журналов и множестве газет цветные снимки постепенно пришли на смену черно-белым. Цветная фотография несла в себе мощный эмоциональный заряд.

    Официально зарегистрирован новый бренд — Epson!

  • 1980-1990

    В 80-х годах победу на одном из самых престижных мировых конкурсов World PressPhoto после единичных побед советских фотографов ежегодно одерживают именно русские фотографы: Виктор Чернов, Павел Кривцов, Александр Поляков, Владимир Семин и многие другие. Наберется около двух десятков имен. Именно с этого времени российских фотографов-репортажников начинают замечать на Западе, предлагая работу в зарубежных изданиях. Поступил в продажу первый цифровой фотоаппарат Fuji DS1P, где фотографии сохранялись на электронном носителе в цифровом виде. Фотокамера обладала 16Mb внутренней памяти.

    В 1988-89 годах была созданы ключевая технология печати, и по сей день успешно используемая в печатной технике Epson. Технология струйной печати Epson Micro Piezo обеспечила струйным принтерам Epson мощное конкурентное преимущество: высокую надежность печатной головки, а также сочетание выдающегося качества со скоростью печати благодаря точному позиционированию капли.

    Благодаря Micro Piezo имя Epson стало для пользователей во всем мире синонимом качественной печати. Компания также зарекомендовала себя как автор инновационных разработок в области чернил и бумаги. Технология Epson Micro Piezo и по сей день используется во всех печатных устройствах компании.

  • 1991-1999

    Поступила в продажу цифровая зеркальная фотокамера Kodak DCS10, имеющая 1,3 mp разрешения и набор готовых функций для профессиональной съемки цифрой. В Вене появилось такое направление фотографии как «ломография». Ломография подразумевает запечатление момента без оглядки на традиционные критерии качества документальной фотографии, как то: резкость, правдоподобная цветопередача, равномерная плотность кадра. Это следствие как доступности и простоты устройства большинства ломографических аппаратов, так и зачастую малой фотографической грамотности части ломографов. Из-за этого некоторыми фотографами и фотолюбителями понятие ломографии истолковывается неверно как некие размытые низкокачественные любительские фотографии.

    Создан первый струйный принтер на технологии Epson Micro Piezo — Epson Stylus 800. В 1996 году компанией Epson был создан первый струйный шестицветный фотопринтер серии Epson Stylus Photo, перевернувший представление о фотопечати. В октябре 1998 года Epson Stylus 800 становится первым цветным принтером, который летит в космос на космическом корабле Discovery.

  • 2000

    В XXI веке увлечение фотографией становится массовым благодаря доступности фототехники. Несмотря на быстрое развитие технологий в цифровой технике средняя цена цифровых фотокамер на рынке продолжает падать, тем более что в любительском сегменте фотоаппаратам начали противостоять мобильные телефоны, снабженные встроенными камерами с цифровым зумом. Спрос на пленочные фотоаппараты стремительно упал и теперь наблюдается другая тенденция - повышение стоимости аналоговой фотографии, которая переходит в разряд раритета. Появляется понятие «стоковой» фотографии. Возникает социальная сеть фотографов Flickr.

    В 2001 году стартовал первый сезон Фотоконкурса Epson!

  • 2010

    Фотографы-любители все меньше внимания уделяют печати своих фотографий. Фотографы-профессионалы, напротив, признают законченной — только распечатанную работу. Более того, профессиональные фотографы все чаще уходят от цветной фотографии и возвращаются к черно-белым отпечаткам.

    Широкие возможности фотокамер накладывают и дополнительные требования на фотопечатную технику. Компании-производители стремятся создать высококачественные чернила и печатные устройства, чтобы удовлетворить эту потребность.

    Компания Epson представила фотопринтеры Epson Stylus Photo R3000 и Epson Stylus Photo R2000 — топовые фотопринтер для профессиональных фотографов, собравшие множество зарубежных и отечественных наград. С их помощью легко получить великолепные цветные, а также – черно-белые отпечатки. Фотопринтер Epson Stylus Photo R2000 также называют выбором «серебряного фотографа».

  • 2011

    «Бум» фотографии приводит к тому, что все больше фотографов-любителей начинают стремиться к профессиональному совершенствованию. Огромное количество фотошкол ежегодно открывают все новые и новые курсы для новых учеников. Теперь уже и фотографы-любители заинтересованы в том, чтобы печатать свои работы и приносить на суд преподавателя, куратора, фоторедактора.

    В 2011 году компания Epson представила первые в мире струйные устройства без картриджей, среди них фотопринтер Epson L800. Устройство отличается сенсационно низкой себестоимостью печати и высоким качеством печати.